Местное самоуправление – важнейший институт, одновременно соединяющий в себе функции публичной власти и института гражданского общества

Местное самоуправление – важнейший институт, одновременно соединяющий в себе функции публичной власти и института гражданского общества. Это пересечение происходит именно в организациях территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа. При этом ТОС – это легальный механизм вовлечения граждан в решение публичных дел по месту своего проживания.

Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, территориальное общественное самоуправление тем не менее признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично-властного воздействия и полномочия по изданию правовых актов, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) называет территории проживания граждан, в пределах которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением. Закон оставляет открытым этот перечень, он может дополняться иными территориями проживания граждан. Считается, что одно из принципиальных отличий территориального общественного самоуправления от иных общественных организаций состоит в том, что на определенной территории может быть создано только одно территориальное общественное самоуправление.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или специальным нормативным правовым актом (положением о порядке осуществления территориального общественного самоуправления), принимаемым представительным органом муниципального образования. В этом документе должны быть решены вопросы определения территорий, на которых осуществляется общественное самоуправление; установлены дополнительные гарантии прав органов территориального общественного самоуправления при их взаимодействии с органами местного самоуправления и другие.

Федеральный закон №131-ФЗ не предусматривает обязательства по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления органам территориального общественного самоуправления. Однако он и не запрещает органам местного самоуправления по своей инициативе предусматривать механизмы взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления для осуществления некоторых полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. На практике в прошедшие годы органы местного самоуправления нередко передавали органам территориального общественного самоуправления на основе соглашений отдельные функции, связанные с решением вопросов местного значения на соответствующей территории (озеленение; обустройство детских площадок и мест отдыха; охрана водоемов; поддержание в порядке дорог, тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства; организация досуга населения; воспитательная, спортивная, культурно-массовая работа и т.д.). Такие соглашения предусматривали передачу органам территориального общественного самоуправления необходимых финансовых и материальных ресурсов, а также осуществление контроля за их использованием.