Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1439/9 от 20.09.2023
Скачать (87.5 Кб)

 

20.09.2023 1439/9

Об основных направлениях бюджетной,

налоговой и долговой политики городского

округа Зарайск Московской области на 2024 год

и на плановый период 2025 и 2026 годов

В целях разработки проекта бюджета городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и с учетом главы 2 «Положения о бюджетном процессе в городском округе Зарайск Московской области»

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить «Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (прилагаются).

2. Использовать указанные направления при планировании бюджета городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

3. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании «Зарайский вестник» – приложении к общественно-политической газете «За новую жизнь» и разместить на официальном сайте администрации городского округа Зарайск в сети Интернет (https://www.zarrayon.ru//).

Глава городского округа В.А. Петрущенко

 

Верно

Начальник службы делопроизводства Л.Б. Ивлева

20.09.2023

Разослано: в дело, ФУ – 2, УО, комитет по КФКСР с Д и М, МКУ «ЦБУ ГОЗ», СВ со СМИ, прокуратуре.

И.В. Никулина

8496 66 2-60-42

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель главы администрации

____________________________ А.Н. Мешков

20.09.2023

Начальник финансового управления

____________________________ О.В. Чуракова

20.09.2023

Старший эксперт юридического отдела

____________________________ Н.В. Лесникова

20.09.2023

.

Разослано: в дело, ФУ – 2, УО, комитет по КФКСР с Д и М, МКУ «ЦБУ ГОЗ», СВ со СМИ, прокуратуре.

И.В. Никулина

8496 66 2-60-42

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением главы

городского округа Зарайск

от 20.09.2023 № 1439/9

 

Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

I. Основные положения

Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – Основные направления) определены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21.02.2023 года, Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания РФ по Формированию концепции федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р, Бюджетным прогнозом Московской области на долгосрочный период до 2028 года, Положением о бюджетном процессе в городском округе Зарайск Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Зарайск Московской области от 25 мая 2023 года № 12/3, а также с учетом прогноза социально-экономического развития городского округа Зарайск Московской области на 2024-2026 годы.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета городского округа Зарайск Московской области на 2024-2026 годы.

В городском округе Зарайск Московской области (далее – городской округ) основными приоритетами бюджетной, налоговой и долговой политики в сфере управления муниципальными финансами является обеспечение политики стабильности и бюджетной устойчивости, участие в реализации федеральных и национальных проектов, проведение политики накопления финансовых резервов для исключения возможных внешних воздействий на сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа, проведение мониторинга качества управления муниципальными финансами, обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, эффективное управление муниципальным долгом.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики обеспечит экономическую стабильность и необходимые условия для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах на территории городского округа, увеличению их доступности и качества.

II. Основные итоги бюджетной, налоговой и долговой политики

городского округа Зарайск в 2022 году и в 1 полугодии 2023 года

В 2022 году главной задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развития страны, а также укрепление положительных тенденций в сфере муниципальных финансов, что повлияло на сохранение устойчивой социально-экономической ситуации в городском округе.

Основные итоги реализации бюджетной , налоговой и долговой политики городского округа в 2022 году и 1 полугодии 2023 года:

вовлечены в хозяйственный оборот неиспользуемые объекты недвижимости и земельные участки, осуществляется муниципальный земельный контроль;
продолжается работа по повышению собираемости платежей в бюджет, претензионная работа с должниками перед бюджетом городского округа;

привлекаются в бюджет городского округа межбюджетные трансферты из федерального и областного бюджетов для софинансирования мероприятий муниципальных программ, направленных на жизнеобеспечение жителей городского округа;

сокращаются расходы бюджета городского округа на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд при безусловном выполнении гарантированных социальных обязательств государства;

налажена практика подготовки и опубликования «бюджета для граждан», содержащего в доступной и понятной форме информацию о муниципальных финансах, показателях проекта бюджета городского округа и отчета о его исполнении.

Фактическое исполнение бюджета городского округа в 2022 году по доходам составило 3242,7 млн. руб. или 99,0 процентов от плановых назначений, по расходам 3158,6 млн.руб. или 95,5% от плана, профицит бюджета по итогам года составил 84,1 млн.руб. Муниципальный долг на 1 января 2023 года составил 113 млн.руб., что составило 28,81% к годовому объему доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам.

В общем объеме доходов бюджета городского округа за 2022 год налоговые и неналоговые доходы составили 29,1 процента, безвозмездные поступления 70,9 процента.

К утвержденным бюджетным назначениям налоговые и неналоговые доходы 2022 года исполнены на 100,8 процента. Прирост фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов от первоначально утвержденного бюджета составил 2,5 процента, в том числе: по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 10,7 процента, налогу на имущество физических лиц 5,8 процента.

В 1 полугодии 2023 года в бюджет городского округа поступили доходы в объеме 1581,5 млн.руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы 422,8 млн.руб., что составляет 43,1 % от годовых бюджетных назначений.

Бюджет городского округа по расходам в 2023 году сформирован и исполнен на основе 19 муниципальных программ, что позволило более эффективно расходовать средства за счет выполнения количественных и качественных целевых показателей. Формирование бюджета на основе муниципальных программ позволяет гарантированно обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства, прозрачно и конкурентно распределять имеющиеся средства.

Расходы бюджета городского округа в 2022 году на выполнение муниципальных программ составили 3109,9 млн.руб. к общему объему расходов 2022 года или 98,5 %. По отношению к расходам 2021 года исполнение бюджета в 2022 году составило 103,0 процента.

88 % от общей суммы расходов составляют расходы на социальную сферу, сферу ЖКХ и национальную экономику, из них расходы на образование составили 36,1 % , расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 32,3 %, на национальную экономику - 8,4%, расходы на культуру - 6,2 %, расходы на физическую культуру и спорт - 2,3 %, расходы на социальную политику - 2,8 % .

На 1.01.2023 года в городском округе Зарайск Московской области функционирует 38 муниципальных учреждений (в том числе 6 казенных, 24 бюджетных, 8 автономных учреждений), а также 7 органов местного самоуправления и муниципальных органов. В 2023 году в результате оптимизации по состоянию на 1 сентября 2023 года планируется содержание 27 бюджетных и автономных учреждений, 6 казенных учреждений.

Долговая политика городского округа в 2022 году была направлена на снижение расходов на обслуживание муниципального долга, поддержание умеренной долговой нагрузки, обеспечение показателей долговой устойчивости на соответствующем уровне. Объем долговых обязательств городского округа составил в 2023 году, как и в 2022 году - 113 млн.руб., однако структура долгового портфеля различная:

Структура долгового портфеля 2022 2023

кредиты, привлеченные в коммерческих банках -11,5 %. 0%

бюджетные кредиты из бюджетов других уровней - 88,5 %. 100%

В 1 полугодии 2023 года бюджету муниципального образования предоставлен бюджетный кредит в объеме 23 млн.руб.

III. Налоговые расходы

Меры государственной и муниципальной поддержки физических и юридических лиц в соответствии с приоритетами социально-экономической политики в виде предоставления льгот и преференций по налогам являются по своей сути аналогом прямых бюджетных расходов, и поэтому отнесены к налоговым расходам.

Под налоговыми расходами понимаются выпадающие доходы бюджета городского округа , обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по местным налогам, установленными решениями Совета депутатов городского округа , предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к муниципальным программам.

Мониторинг налоговых расходов, анализ объемов и оценки их эффективности необходим для оптимизации налоговых льгот и преференций при сохранении установленных целевых показателей муниципальных программ.

При формировании основных направлений городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов необходимо учитывать итоги оценки эффективности налоговых расходов городского округа за 2022 год, проведенной в соответствии с Порядком формирования перечня налоговых расходов и оценки городского округа Зарайск Московской области, утвержденным постановлением администрации городского округа Зарайск Московской области от 13.05.2020 № 601/5.

Информация о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами и суммах налоговых расходов городского округа за 2022год сформирована на основании данных МРИ ФНС России № 7 по Московской области.

В соответствии с решениями Совета депутатов городского округа Зарайск Московской области от 28.09.2017 № 9/13 «О налоге на имущество физических лиц», от 28.09.2017 № 9/14 «О земельном налоге» установлены налоговые льготы для налогоплательщиков-юридических и физических лиц в виде полного или частичного освобождения от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Финансовым управлением администрации городского округа Зарайск Московской области сформирован Перечень налоговых расходов городского округа на 2022 год, который согласован кураторами налоговых расходов и размещен на официальном сайте администрации городского округа Зарайск Московской области в разделе «Финансы и контроль».

Объем налоговых расходов городского округа в 2021-2026 гг. составляет:

(млн.руб.)

Наименование показателя/ период

2021

2022

Оценка ФУ

2023

2024

2025

2026

Налоговые расходы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц

8,7

7,2

7,2

7,2

7,2

7,2

По данным налоговых органов правом на налоговые льготы, установленные нормативно-правовыми актами городского округа Зарайск за 2022 год воспользовались: по земельному налогу 30 организаций и 504 физических лица; по налогу на имущество физических лиц правом на льготу воспользовались 348 налогоплательщиков. Объем выпадающих доходов в 2022 году по земельному налогу составил 7,0 млн.руб. или 15,9 % от общего объема земельного налога, поступившего в бюджет городского округа , по налогу на имущество физических лиц 0,2 млн.руб. или 1,1% от общего объема налога на имущество физических лиц, в том числе :

- 6,1 млн.руб. (84,1% от общего объема заявленных льгот) - льготы, предоставленные юридическим лицам;

- 1,1 млн.руб. (15,9% от общего объема заявленных льгот) - льготы, предоставленные физическим лицам.

По целевым категориям налоговые расходы городского округа Зарайск подразделяются следующим образом:

технические налоговые расходы 3,

стимулирующие налоговые расходы 1,

социальные 15.

Основной объем налоговых расходов при предоставлении льгот по земельному налогу для налогоплательщиков-юридических лиц приходится на технические налоговые расходы и составляет 6,1 млн.руб. или 84,1% от общего объема заявленных льгот.

Данные льготы предоставлены органам местного самоуправления городского округа Зарайск Московской области и муниципальным казенным, бюджетным и автономным учреждениям, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа Зарайск и направлены на оптимизацию встречных финансовых потоков, что позволяют исключить бюджетное финансирование на выполнение налоговых обязательств организаций перед бюджетом городского округа.

Стимулирующая льгота направлена на оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности и сохранение на территории городского округа Зарайск благоприятного климата для развития бизнеса, сохранение количества налогоплательщиков, зарегистрированных на территории городского округа, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целевая категория налоговых расходов при предоставлении льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц является полностью социальной.

Результаты оценки эффективности налоговых льгот утверждены Комиссией по формированию итогов оценки эффективности налоговых расходов городского округа Зарайск. По итогам проведения оценки эффективности налоговых льгот социальные, технические и стимулирующие налоговые расходы признаны и сохранены на 2024 год.

IV. Основные направления налоговой политики на 2024 год

плановый период 2025 и 2026 годов

Формирование основных направлений налоговой политики на 2024 год будет осуществляется с учетом решений, реализованных на федеральном и региональном уровне в текущем году, а именно:

- введение с 1 января 2024 года исчисления налога на доходы физических лиц в отношении дистанционных работников;

-изменение порядка предоставления и увеличение размера социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц;

-изменение сроков предоставления уведомлений по налогу на доходы физических лиц;

-нормирование необлагаемых доходов в виде суточных с 01.01.2024 года;

-индексация акцизов на 3 года;

-изменение исчисления УСН;

При составлении проекта бюджета доходы формируются по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации и Московской области.

Налоговая политика городского округа в 2024 году и плановом периоде ориентирована на сохранение и развитие собственных доходов на основе экономического роста и развития доходного потенциала с учетом базовой оценки доходного потенциала. Приоритетными направлениями налоговой политики городского округа в среднесрочной перспективе являются:

1. Поддержание сбалансированности бюджета городского округа Зарайск;

2. Реализация механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики области, привлечение к постановке на налоговый учет новых налогоплательщиков; оказание содействия субъектам среднего и малого бизнеса для развития предпринимательской деятельности;

3. Усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков, сокращение недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

4. Реализация налогового потенциала имущественных налогов за счет доведения ставок налогов до максимальных значений, предусмотренных федеральным налоговым законодательством;

5. Оптимизация налоговых льгот, формирование перечня и оценки эффективности налоговых расходов;

Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:

-совершенствования управления муниципальной собственностью;

-проведение работы по снижению задолженности по налогам и сборам;

- совершенствование методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов местного бюджета за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет Московской области и городского округа .

V. Основные направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

При формировании бюджета в условиях ограниченности собственных доходов округа на первый план выходит проведение оценки имеющихся ресурсов для выполнения действующих расходных обязательств, переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений социально-экономической политики городского округа, достижение измеримых общественно-значимых результатов, наиболее важные из которых установлены Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Ключевыми требованиями к расходной части бюджета городского округа в 2024-2026 годах должны быть принципы бережливости и максимальной отдачи.

В таких экономических условиях основными направлениями бюджетной политики являются :

-определение четких приоритетов использования бюджетных средств с учетом текущей экономической ситуации: при планировании бюджетных ассигнований подлежит детальной оценке содержание муниципальных программ городского округа, соразмерение объемов их финансового обеспечения с реальными возможностями бюджета городского округа;

- обеспечение бюджетных ассигнований на финансирование первоочередных программных мероприятий с целью достижения целевых показателей по соответствующим направлениям;

- исключение неэффективных затрат бюджета городского округа, исполнение гарантированных расходных обязательств, мониторинг бюджетных затрат на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, объемов субсидий из бюджета городского округа некоммерческим организациям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также иных возможных к сокращению расходов;

-оптимизация муниципальных учреждений и оптимизация расходов на их содержание ;

-осуществление казначейского сопровождения целевых средств областного и федерального бюджетов;

- привлечение частных инвестиций; максимально возможное использование внебюджетных средств, средств областного и федерального бюджетов для решения целей и задач городского округа;

- принятие решений, направленных на поддержание уровня оплаты труда работникам муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- недопущение снижения качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ), в том числе при проведении мероприятий по оптимизации сети и штатной численности работников учреждений;

- обеспечение выполнения целевых показателей муниципальных программ, преемственности показателей достижения целей, обозначенных в муниципальных программах, целям и задачам государственных программ и региональных проектов, их увязки;

- совершенствование механизмов контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок и исполнением условий контрактов;

- организация оказания государственных услуг в отраслях социальной сферы с использованием «социального заказа»;

- планирование в полном объеме расходов на социальные выплаты с учетом изменения численности их получателей и критериев для предоставления соответствующих выплат;

- учет инициативы жителей по развитию городского округа и отражение этой инициативы в муниципальных программах, расширение практик инициативного бюджетирования;

- максимальная открытость и прозрачность общественных муниципальных финансов.

Учитывая высокую социально-экономическую значимость национальных проектов для развития городского округа, основное внимание в 2024-2026 годах будет сосредоточено на повышении качества управления муниципальными проектами, обеспечении контроля за своевременностью и полнотой достижения заявленных результатов.

Главные распорядители средств бюджета при исполнении бюджета городского округа должны полагаться на отлаженные бюджетные процедуры и высокий уровень бюджетной дисциплины. Решения в процессе исполнения бюджета необходимо принимать и реализовывать максимально оперативно, а принятие бюджетных обязательств должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством РФ.

VI. Основные направления долговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

Основные направления долговой политики городского округа Зарайск Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 1071 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации ответственной муниципальной долговой политики городского округа Зарайск и повышения ееэффективности.

Под долговой политикой городского округа понимается стратегия управления муниципальными заимствованиями городского округа, направленная наэффективное регулирование муниципального долга городского округа, поддержание егообъема на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных спогашением и обслуживанием муниципального долга городского округа иснижение влияния долговой нагрузки на бюджет городского округа.­­­­

Долговая политика в 2024-2026 годах будет продолжаться строиться на принципах безусловного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.

Основными направлениями долговой политики городского округа в планируемом периоде являются:

- поддержание величины муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне;

- распределение долговой нагрузки на городской округ Зарайск с целью обеспечения ежемесячной сбалансированности бюджета;

- осуществление привлечения необходимых объемов долгосрочных бюджетных кредитов за счет средств бюджета Московской области на замещение коммерческих кредитов;

- осуществление привлечения необходимых объемов краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа;

- соблюдение требований бюджетного законодательства РФ по предельному объему муниципального долга и расходам на его обслуживание;

- обеспечение своевременности учета долговых обязательств.

В целях обеспечения стабильного исполнения бюджета городского округа, повышения кредитного рейтинга, характеризующего городской округа как надежного заемщика, своевременно исполняющего долговые обязательства, городской округ в 2024-2026 годах будет проводить взвешенную и ответственную долговую политику, направленную на оптимизацию муниципального долга.

Инструментами реализации долговой политики являются:

- контроль при среднесрочном планировании объемов заимствований, осуществляемых в текущих и прогнозируемых экономических условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне, обеспечивающем сбалансированность бюджета городского округа;

- диверсификация долгового портфеля городского округа;
- минимизация стоимости заимствований;

- принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств своевременно и в полном объеме;

- осуществление привлечения новых заимствований в целях финансирования дефицита бюджета городского округа, а также погашения долговых обязательств городского округа;

- использование механизма привлечения бюджетных кредитов;

Муниципальные заимствования городского округа должны носить планомерный характер.

Эффективное и прозрачное управление бюджетными средствами городского округа является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития округа.

Повышение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса для понимания гражданами реализуемой в городском округе политики находит отражение в регулярной публикации «Бюджета для граждан» на официальном сайте